Налоговая проверка при ликвидации юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая проверка при ликвидации юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В какой момент налоговики узнают о предстоящей ликвидации компании?

Если речь идет о добровольной ликвидации бизнеса, то сама компания извещает налоговиков о начале процесса ликвидации. Такое сообщение подается в налоговую инспекцию в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации компании (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Получив сообщение, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации. И в этот момент налоговикам становится известна информация о процессе ликвидации компании.

Налоговая проверка при ликвидации

Узнав о ликвидации компании, налоговая инспекция как кредитор в течение двух месяцев может направить ей требование о включении сумм пеней, недоимок по налогам в реестр требований кредиторов (при наличии таких долгов). И если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено налоговиками, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налоговиков.

Как мы уже отмечали, процедура ликвидации компании не всегда чревата выездной налоговой проверкой. В п.11 ст.89 НК РФ устанавливается лишь право налоговиков на осуществление выездной налоговой проверки независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Вместе с тем, если налоговики, располагая данными о ликвидации компании (в связи с внесением налоговиками данных в ЕГРЮЛ), не воспользовались своим правом на проведение налоговой проверки компании в связи с ликвидацией, то они не смогут заявить никаких требований как кредиторы в части задолженности по налогам и сборам (Постановление АС Центрального округа от 14.02.2019 г. № 68-13094/2017).

Какие методы используют налоговики при проверке компании? В налоговом законодательстве нет никаких особенностей проведения проверок для ликвидируемых компаний. При проведении налоговой проверки налоговиками используются те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ).

Результаты проведенной выездной налоговой проверки оформляются также, как и при «обычной» проверке. Так, по результатам проверки (в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки) налоговиками должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1 и п.6 ст.100 НК РФ).

Ликвидируемая компания вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. И уже после рассмотрения возражений налоговики должны вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проверка налоговой при ликвидации компании

Руководители фирмы «Трэдис» благодарят КСК ГРУПП за помощь по гражданским и налоговым делам. Юристы команды КСК ГРУПП доказали свою квалификацию, оперативно определив способы решения возникших проблем. Текущие бизнес-задачи были отработаны на 100%. Мы оценили компетентность и первоклассную работу ваших специалистов, их проактивную и целеустремленную позицию по отношению к проблематике заказчиков. Мы ценим построенные деловые отношения и готовы дать вам лучшие рекомендации от лица нашего руково…

Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.

Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).

О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Условия, соблюдение которых позволит компании избежать визита инспекторов, к сожалению, в законодательстве четко не сформулированы. Принятие решения о необходимости налоговой проверки отдано на усмотрение ИФНС. Следовательно, без помощи экспертов, которые точно знают, какие данные будут сопоставлять налоговики, рассчитывая целесообразность ревизии, не обойтись. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально учитывают все возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности.

Там, где это возможно, наши эксперты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового. Одна из наших ключевых задач – уберечь Вашу компанию от лишнего внимания налоговых и других контролирующих органов. Мы называем это – обеспечить «режим невидимки». По сути наш подход является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными контролирующими органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки (в том числе, на проверку ликвидируемого ООО), а также для наложения санкций: выставления штрафов, блокировки расчетного счета и пр.

Процесс ликвидации включает несколько бухгалтерских процедур, от грамотной организации которых будет зависеть, «выпишут ли» вам инспекторы доначисления со штрафами и пенями или нет.

При завершении деятельности ООО инспекция в обязательном порядке проводит с компанией сверку расчетов (п. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@). С 1 января 2017 года ФНС является также администратором страховых взносов, поэтому их тоже будут сопоставлять (п. 2.1. ст. 32 НК РФ). Результаты сверки оформляются актом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. От того, насколько гладко пройдет этот этап, в том числе будет зависеть решение налоговиков организовать ли проверку.

По истечении времени, отведенного кредиторам для предъявления своих требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В реестр непогашенных задолженностей включают и требование налоговиков выплатить недоимки и пени, если таковые, конечно, имеются. Но если налоговики решили провести выездную проверку компании, то ликвидационный баланс нельзя составить до ее окончания и вступления в силу решения о проверке.

Кроме перечня требований, предъявленных кредиторами, баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия. Нужно учитывать, что спорная кредиторская задолженность (размер и факт ее наличия) не включается в промежуточный баланс (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, письма ФНС России от 30.03.2017 № ГД-4-14/5914@ и от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@).

формирования промежуточного ликвидационного баланса – дать полное достоверное представление о финансовом положении компании и ее способности рассчитаться с кредиторами. Поэтому перед тем как приступить к подведению завершающих итогов экономической деятельности ООО, проводят инвентаризацию. Если окажется, что имеющихся средств и имущества недостаточно, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 4. ст. 63 ГК РФ). В случае, когда компания может удовлетворить требования кредиторов, председатель комиссии представляет в ИФНС уведомление по форме № P15001, прилагает к нему сам баланс.

Порядок очередности денежных выплат устанавливает статья 64 ГК РФ. До того, как произвести все выплаты в бюджет, компания должна рассчитаться с гражданами, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и с сотрудниками. На последнем месте – «другие кредиторы».

Отчетность для ПФР и ФСС

В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговый орган документов для государственной регистрации ликвидации, компания направляет в ПФР всю отчетность о работниках, их страховом стаже и т.п. Все сведения оформляются по предусмотренным формам.

В аналогичный срок в территориальный орган ФСС предоставляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Как избежать налоговой проверки при ликвидации организации?

В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.

Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.

Ликвидация — это процедура закрытия юрлица, при которой в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что ООО прекращает свою работу и ликвидируется. После окончания процедуры правопреемники не получают активы и обязательства компании.

Ликвидация возможна в двух вариантах — добровольном и принудительном. Принудительная обычно проводится по судебному решению, вынесенному по инициативе одного из учредителей, налоговой или другого госоргана. Она может быть связана с нарушением закона, ошибками при регистрации, банкротством. Также налоговая может принудительно исключить ООО из ЕГРЮЛ без суда, если в реестре содержатся недостоверные сведения или компания по факту не ведет деятельность.

Добровольную учредители ООО проводят по своему решению — именно об этом виде процедуры мы поговорим подробнее.

Чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. Провести общее собрание учредителей, принять решение о ликвидации.
  2. Назначить ответственных за процедуру — ликвидатора или комиссию.
  3. Сообщить в Федресурс, налоговую и кредиторам.
  4. Составить ликвидационные балансы.
  5. Подать сведения в ПФР.
  6. Рассчитаться по долгам ООО.
  7. Распределить между участниками ООО оставшееся имущество.
  8. Зарегистрировать ликвидацию в ИФНС.

Но в процессе выполнения этих пунктов ООО не должно забывать о своих стандартных обязанностях — платить зарплату и налоги, погашать долги перед контрагентами, а также сдавать отчетность. Подробнее про отчетность читайте дальше.

Все отчеты, которые организация сдавала пока работала, нужно продолжать сдавать. Пока процесс ликвидации идет, делайте все в стандартном порядке. А вот отчетность за последний период, в котором работала компания, представляется в особые сроки и с изменениями в порядке заполнения.

Во время процедуры ликвидации ООО надо сдавать отчеты в несколько контролирующих инстанций — ФНС, ФСС и ПФР. Они будут ждать бухотчетность, а также отчеты по налогам и сотрудникам.

Вот полный список отчетов, которые надо сдавать:

  1. Декларация по прибыли, УСН или ЕСХН.
  2. 6-НДФЛ.
  3. Декларации и расчеты по другим налогам и сборам: налог на имущество, НДПИ, водный налог, НДС и пр.
  4. РСВ.
  5. Расчет 4-ФСС.
  6. Персотчетность за работников: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, информационные сведения.
  7. Ликвидационные балансы.
  8. Отчетность в Росстат.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов не обойдут стороной и ликвидирующихся юрлиц. Например, за налоговые декларации и РСВ сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30 %. Все полученные в процессе ликвидации штрафы прибавятся к обязательствам ООО, которые нужно погасить до закрытия.

Далее разберем порядок подготовки всех отчетов и правила сдачи ликвидационной отчетности в 2022 году.

Когда участники ООО решают ликвидировать компанию, они также решают, кому поручить руководство процедурой — назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию. С момента назначения они получают все права и обязанности, связанные с деятельностью ООО: могут представительствовать в суде, подписывать доверенности и совершать иные юридически значимые действия.

Подписывать отчетность тоже будут ликвидаторы. Среди требований к бухгалтерскому балансу — обязательное наличие подписи руководителя. Так как с момента назначения ликвидатора он получает все полномочия по управлению ООО, то и баланс должен подписывать он (ст. 62, 63 ГК РФ).

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). В целом порядок его подготовки аналогичен подготовке ПЛБ, но в нем отражается имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

После утверждения направьте ОЛБ в налоговый орган вместе с заявлением о ликвидации, документом об уплате пошлины и документом, подтверждающим сдачу сведений в ПФР (пп. б п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Процедура ликвидации ООО при добровольном прекращении деятельности представляет собой процесс регистрации данного после принятия соответствующего решения его участниками. Она урегулирована различными нормативными актами, однако основная информация содержится:

  • в ГК РФ (ст. 61–64.1);
  • главе V закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ;

Ст. 57 ФЗ № 14 предусмотрено, что при ликвидации организации перехода прав и обязанностей к иным лицам не происходит, то есть организация полностью прекращает свою деятельность.

Общество ликвидируется на основании соответствующего решения, которое принимается на общем собрании участников, в ходе которого решается также вопрос о назначении специальной ликвидационной комиссии. Принятие решений производится в форме голосования. При этом создание специальной комиссии, которая будет уполномочена участниками ООО на проведение всех действий от имени фирмы в период ее закрытия, для ликвидации фирмы необходимо.

При ликвидации организации должна быть соблюдена процедура, которая проводится поэтапно, в строгой хронологии. К этапам процесса относятся:

  1. Направление требования о проведении общего собрания участников фирмы.
  2. Проведение инвентаризации.
  3. Уведомление учредителей о ликвидации и проведение собрания.
  4. Уведомление регистратора о принятом решении.
  5. Уведомление кредиторов, публикация сведений в журнале.
  6. Сверка расчетов с налоговым органом.
  7. Принятие решений по заявленным кредиторами требованиям.
  8. Подготовка и принятие промежуточного ликвидационного баланса.
  9. Расчет с кредиторами.
  10. Представление информации в Пенсионный фонд РФ.
  11. Составление и утверждение окончательного баланса.
  12. Распределение активов ликвидируемой фирмы между участниками.
  13. Госрегистрация ликвидации.

Детализацию каждого из указанных этапов приводим ниже.

При ликвидации инвентаризация всех имеющихся на момент принятия соответствующего решения активов организации обязательна в силу п. 27 положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Чтобы провести процедуру, необходимо сформировать комиссию, в которую входят представители администрации, бухгалтерии и иные специалисты фирмы.

Инвентаризация осуществляется в 3 этапа:

  1. Установление имущества, которое имеется на балансе фирмы.
  2. Внесение сведений об установленном имуществе в описи или акты.
  3. Подписание документации членами комиссии.

Чтобы закрыть фирму, ее участники должны проголосовать за это. Порядок созыва и проведения собрания по данному вопросу установлены в ст. 36 и 37 ФЗ № 14. За 30 дней до мероприятия исполнительный орган уведомляет участников, при этом каждый из них должен быть ознакомлен со всеми необходимыми документами.

Перед проведением собрания всего его участники регистрируются. Затем сбор объявляется открытым, избирается председательствующий, проводится голосование по поставленным вопросам (в том числе по ликвидации), после чего исполнительный орган фиксирует все данные в протоколе.

Чтобы принять решение о закрытии фирмы, проголосовать за должны все учредители (п. 2 ст. 33 ФЗ № 14). По общему правилу голосование проводится в открытой форме, однако уставом фирмы может быть предусмотрено и иное.

Помимо решения о прекращении деятельности фирмы должны быть решены вопросы о назначении ликвидационной комиссии и порядке ликвидации. В этих случаях достаточно одобрения более половины участников.

Административный регламент по регистрации юрлиц и ИП, утвержденный приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее — Регламент), регулирует порядок проведения ФНС России процедуры внесения в реестр сведений о регистрации процесса ликвидации фирмы. Документы подаются в налоговую службу (непосредственно или через МФЦ) в течение 3 дней после принятия решения о том, что фирма будет закрываться. Не исключена возможность подачи бумаг в электронном виде, если у организации есть электронная цифровая подпись.

В силу п. 95 Регламента итогом процедуры является документ, который подтверждает внесение сведений в реестр. Такой документ носит название «Лист записи ЕГРЮЛ» и составляется по форме Р50007, утвержденной приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@. Процедура занимает 5 дней.

В силу требований п. 1 ст. 63 ГК РФ сообщение о процессе завершения деятельности фирмы необходимо разместить в журнале «Вестник государственной регистрации». Кроме того, необходимо передать сведения о прекращении деятельности кредиторам, чтобы они могли предъявить требования о погашении долгов перед ними. Кредиторов извещают письменно, направляя им заказные письма. Обязанность выявить всех лиц, которые имеют право требования к фирме, лежит на комиссии по ликвидации.

ВАЖНО! Уведомления кредиторам в письменном виде необходимо сохранять как доказательство их уведомления. В противном случае ликвидация может быть признана недействительной.

Налоговая проверка при ликвидации ООО — что проверяют и как подготовиться

Кредиторы могут заявлять ликвидируемой фирме требования о погашении долгов перед ними (по неоплаченным контрактам, невозвращенным займам и т. д.). Порядок и сроки погашения задолженностей определяются ликвидационной комиссией. При этом срок для предъявления требований кредиторов, в силу п. 1 ст. 63 ГК РФ, не может быть меньше 2 месяцев с того момента, как сообщение о ликвидации с указанием порядка и сроков погашения долгов опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации».

В течение указанного срока кредиторы вправе заявить требования о расчетах с ними, которые подлежат удовлетворению при наличии на это оснований. Если возникает спор, кредиторы вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности.

После того как срок для получения от кредиторов требований истек, должен быть составлен промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Он принимается на общем собрании фирмы, которое проводится в порядке, описанном выше (аналогично проведению собрания при решении вопроса о прекращении деятельности).

В балансе находят отражение сведения:

  • об имуществе фирмы;
  • требованиях кредиторов;
  • решениях по заявленным требованиям;
  • требованиях, которые удовлетворены судом.

Документ составляется в произвольной форме. О том, что баланс составлен, уведомляется регистрирующий орган. На основании уведомления вносятся сведения в ЕГРЮЛ.

Отдельные компании могут ликвидироваться без назначения проверки. Поскольку вынесение решения оставили на усмотрение руководителя инспекции, спрогнозировать ситуацию реально. Так, налоговики редко проявляют активность, если фирма:

  • прекратила фактическую деятельность несколько лет назад;
  • ежегодно сдает нулевой бухгалтерский баланс и декларации;
  • своевременно направляет отчетность, добросовестно оплачивает все налоги и сборы;
  • принадлежит единственному учредителю.

Условия, при соблюдении которых можно избежать проверки, нигде не прописаны. Здесь контролеры также руководствуются внутренними методическими рекомендациями. Такие регламенты не публикуют в свободном доступе.

По возможности предупредите Ваших основных контрагентов о проводимой в отношении организации ВНП.

При проверке организации инспектор отправляет Требование о предоставлении документов. Последние запрашиваются за тот период, за который проверяют юрлицо. Желательно передать всю документацию и в полном объёме, чтобы у инспекторов не возникало дополнительных вопросов и желания дозапросить что-то ещё.

Если по компании осуществили выемку документов, то необходимо составить Протокол, один из экземпляров которого должен быть передан представителю юридического лица.

Срок проведения ВНП составляет от двух до шести месяцев, а по практике – может длиться и намного дольше.

По результатам ВНП будет составлен акт (сроки: в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведённой ВНП). Акт должен быть передан организации или её представителю в течение 5 дней.

Если Вы не согласны с результатами проверки, то разумно направить возражения. Срок направления возражений – 1 месяц со дня получения акта. Подкрепите свои доводы соответствующими документами.

Итак, проверка пройдена. В благоприятном исходе – доначислений нет. А если есть? Если Вам выставили суммы к доплате по налогам, да ещё штрафы и пени – необходимо всё оплатить в бюджет. Если налоги в бюджет до последней копейки не оплачены – компания добровольно ликвидироваться не сможет – это неопровержимый факт!

Инспекторам вся документация предоставлена, акт составлен, решение вынесено, налоги оплачены в бюджет. Срок предъявления кредиторами требований при ликвидации тоже истёк.

Составляем промежуточный и ликвидационный балансы и отправляем необходимые документы для завершения процесса ликвидации в рег. орган. По факту регистрации ликвидации в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации юридического лица.

Всё, Ваша компания прекратила свою деятельность!

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.

Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

Может, но обратите внимание на следующие обстоятельства.

Налоговый орган, в котором организация состоит на учете, может принять решение о проведении выездной налоговой проверки до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения этой организации. По мнению ФНС, принятие решения о проведении проверки в день снятия с учета законодательству не противоречит (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Если организация меняет место своего нахождения во время проведения в отношении нее налоговой проверки, то проверка будет продолжаться. Причем оформление ее результатов, вынесение решения будет производиться тем налоговым органом, который принимал решение о проведении проверки (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-02-08/80).

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).

Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.

Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).

Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.

Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.

«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).

То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.

Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.

Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.

Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).

Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).

В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).

Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).

Сам по себе срок проверки не является пресекательным. Однако несоблюдение сроков проведения проверки может повлечь признание недействительным решения налогового органа, если оно вынесено на основании доказательств, которые были получены вследствие совершения налоговым органом действий за пределами срока проверки.

Кроме того, несоблюдение сроков проверки не изменяет порядок исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа. В связи с чем при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса. Об этом сказано в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Процедура закрытия ООО состоит из нескольких этапов, которые нужно проходить последовательно, соблюдая сроки.

Порядок процедуры ликвидации юридического лица следующий:

  • Принятие решения.
  • Уведомление налоговой инспекции.
  • Оповещение о ликвидации через СМИ.
  • Установление кредиторов.
  • Составление промежуточных ликвидационных балансов.
  • Погашение долгов.
  • Формирование пакета документов для представления в ФНС.
  • Подача документов.
  • Исключение ООО из реестра действующих юридических лиц.
  • Получение документов о снятии с учета.

Одновременно с запуском процедуры ликвидации нужно оповестить сотрудников об увольнении, не позднее, чем за 2 месяца. Если сотрудников больше 15 человек, то за 3 месяца. Это можно сделать в произвольной письменной форме, передав уведомление под роспись.

Основанием для увольнения будет «По инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ».

Одновременно составляется уведомление в службу занятости населения. По истечении срока увольте сотрудников и сдайте отчёт СЗВ-ТД в день утверждения приказа об увольнении или на следующий рабочий день.

После принятия решения в течение 3-х дней необходимо письменно уведомить регистрирующий орган по месту нахождения юридического лицапо установленной форме.

Как правильно подать уведомление:

  • Составить документ по форме № Р15016.
  • Приложить к нему решение о ликвидации.
  • Заверить подпись заявителя на уведомлении нотариусом.
  • Передать документы в ФНС. Это можно сделать, посетив отделение ФНС, в МФЦ, через интернет на портале Госуслуг или выслать по почте.
  • Получить расписку о принятии документов.

По этой же форме представляется уведомление при назначении ликвидатора.

После рассмотрения пакета документов, ФНС вносит запись о прекращении деятельности ООО в реестре юридических лиц.

С этого дня юридическое лицо считается ликвидированным, поэтому его налоговый период является законченным.

Для ООО это означает, что потребуется начислить и уплатить налог, представить налоговую декларацию за этот налоговый период, при наличии кассы, снять ее с учета в налоговой.

Получить документы о государственной регистрации ликвидации ООО можно на 6-й день после подачи документов. Заявитель получает выписку из ЕГРЮЛ и уведомление о снятии с учета ООО в ФНС.

Если в государственной регистрации ликвидации отказано, заявитель получает уведомление, в котором будет содержаться причина.

Процедура ликвидации юридического лица достаточно сложная, требующая знания российского законодательства.

Если вы сомневаетесь, что сможете справиться самостоятельно, обратитесь в юридические компании, которые помогут закрыть ООО быстро и без проблем.

Какие услуги оказывают компании:

  • Формирование заявлений, составление ликвидационного баланса.
  • Сдача бухгалтерской отчетности.
  • Законное снятие ограничения на ликвидацию.
  • Полное взаимодействие с ФНС и ПФР.

Стоимость услуг зависит от нескольких параметров:

  • Место нахождения ООО.
  • Система налогообложения.
  • Количество учредителей.
  • Наличие дебиторской и кредиторской задолженности, просроченных долгов и т. д.

В таблице мы собрали компании, которые могут помочь с закрытием ООО.

Если вы решили «забросить» ООО, престали осуществлять деятельность, сдавать отчетность, контролирующие органы вправе самостоятельно принять решение об исключении юридического лица из реестра ЕГРЮЛ.

Это возможно, если компания в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность в ФНС и не проводила операции по расчетным счетам.

Дополнительными факторами могут стать:

  • Наличие сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
  • Если невозможность ликвидации вызвана тем, что у участников нет средств на необходимые для этого расходы.

Если выявлены основания для ликвидации юридического лица, налоговая действует следующим образом:

  • Принимает решение об исключении ООО из реестра.
  • В течение трех дней с момента принятия оно должно быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации.
  • Публикуются сведения о том, как и куда подавать свои возражения.
  • Осуществляется проверка наличия административных процессов по закрытию ООО.
  • Если в течение 3-х последующих месяцев заинтересованные лица не подадут заявления, компания будет ликвидирована.

Можно использовать и альтернативные способы, например, продать ООО.

До 2017 года налоговики почти не занимались принудительной ликвидацией компаний, деятельность которых не велась длительное время. Но в 2016 г. в законодательство об ООО и госрегистрации компаний и ИП были внесены изменения, после чего началась «чистка» ЕГРЮЛ.

ФНС представила сведения, в соответствии с которыми в 2017 г. из ЕГРЮЛ было исключено около полумиллиона организаций, а в 2018 г. — более 330 тыс. юрлиц. Согласно информации по 2019 г., из реестра убрали порядка 560 тыс. недействующих организаций, а также юрлиц с недостоверными сведениями.

В 2016 г. из реестра было исключено только около 4 тыс. недействующих юридических лиц.

Выездная налоговая проверка при ликвидации

Налоговая инспекция начинает процесс принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ при одновременном соблюдении следующих условий:

  • организация не представляет отчетность в течение 12-ти месяцев;
  • хотя бы по одному расчетному счету нет никаких движений.

При этом у хозяйствующего субъекта могут быть средства на расчетном счете и какие-то активы, а также кредиторская задолженность перед третьими лицами. Но данные моменты никак не влияют на признание юрлица недействующим, а потому оно все равно подлежит процедуре принудительной ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.

При исключении недействующего хозяйствующего субъекта из реестра налоговики действуют следующим образом:

  • принимают решение об исключении из ЕГРЮЛ;
  • в течение 3-х дней публикуют информацию в «Вестнике государственной регистрации». В сообщении указывается адрес, по которому можно направить возражения по вопросу исключения хозяйствующего субъекта из реестра. Для этого у заинтересованных лиц есть 3 месяца с момента опубликования информации в Вестнике;
  • налоговики не вправе исключить компанию из реестра, если в течение 3-х месяцев будут найдены лица, возражающие против исключения хозяйствующего субъекта из ЕГРЮЛ;
  • если данные лица не обнаружены, налоговики вносят информацию о прекращении деятельности компании в связи с исключением ее из реестра как недействующей на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Важно! Для учредителей с долей в уставном капитале компании более 50% и директоров такое принудительное исключение компании из реестра — применение ограничения на участие в иных юрлицах.

Для учредителей с долей в уставном капитале более 50% и директора компании последствия ее принудительного исключения налоговиками из ЕГРЮЛ заключаются в том, что они в течение 3-х лет с момента исключения не могут стать учредителями или директорами другого юридического лица. При этом данное ограничение применяется в случае, если организация на момент исключения из реестра имеет задолженность перед бюджетом (неважно, в каком размере).

Если у компании, исключенной из реестра, нет долга перед бюджетом, то указанные ограничения для ее владельцев или директора не применяются. Однако на практике такая ситуация встречается достаточно редко, и в основном у налогоплательщика обязательно есть задолженность перед бюджетом. Если компания не сдает отчетность, налоговики назначают ей штраф за несдачу. Кроме того, вполне возможно начисление пеней за просрочки.

Внимание! Иногда налоговики, даже не разбираются, есть у компании задолженность перед бюджетом или нет, и ставят ограничение для всех собственников и директоров исключаемых компаний.

Другим важным последствием для учредителей и директоров исключенной компании является субсидиарная ответственность. С 1 сентября 2017 г. внесены изменения в законодательство о банкротстве и ООО, согласно которым кредиторы компании вправе предъявлять материальные претензии к собственникам и директорам. Они могут это делать даже после принудительной ликвидации компании по решению налоговой инспекции в течение 3-х лет.

Если собственники и директор бросают ненужную компании, и у нее есть задолженность — это прямой путь к тому, чтобы нести субсидиарную ответственность по ее долгам.

Нет смысла отстаивать интересы исключаемой компании, если она не нужна ее владельцам. К примеру, некоторые компании открыты очень давно — более 20 лет назад еще в 90-е годы. Организация давно прекратила свое фактическое существование, однако, если собственник или директор пенсионеры, то им не начисляются надбавки к пенсии.

Если заниматься ликвидацией самостоятельно, то по компании нужно сдать отчетность за много лет, а также заплатить достаточно большие штрафы (минимум 20 тыс. за каждый календарный год). Кроме того, нужно оплатить работу бухгалтера и юриста, которые помогут сдать отчетность и провести добровольную ликвидацию.

И в этом случае действительно проще и удобнее, если ликвидация будет не добровольная, а принудительная по решению ИФНС.

Важно! Налоговики стремятся к тому, чтобы очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний. Для этого они не только проводят принудительную ликвидацию, но и подводят бизнесменов к законным способам исключения юрлица из реестра — банкротству и добровольной ликвидации.

При закрытии организации возможна выездная налоговая проверка (ВНП). Правила ее проведения определяются статьей 89 НК РФ. Проверяющие посещают ликвидируемое ООО после получения уведомления о его закрытии. Руководитель органа ИФНС принимает решение и назначает дату проверки. После этого:

1. Работники инспекции прибывают на территорию организации в помещение, которое им выделяется для этих целей. В нем должны быть созданы подходящие условия для работы проверяющих.

2. Налоговикам передается вся требуемая документация, находящаяся в бумажном или электронном виде. Предоставляются копии, заверенные руководителем комиссии по ликвидации, а также подлинники при необходимости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *