Если победитель торгов отказался от заключения договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если победитель торгов отказался от заключения договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Поставщик может обжаловать отказ заказчика от сделки, о чем говорится в ч. 12 ст. 31 закона 44-ФЗ. Порядок для таких действий победителя тендера установлен в 6 главе этого закона.

Подать жалобу в суд на незаконные действия, имеющие отношение к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ, можно до завершения срока такого контракта.

При составлении жалобы исполнитель должен учитывать ряд требований интересующего нас ФЗ:

  • Жалоба обязательно подается в письменном виде, но может иметь произвольную форму. При этом в ней необходимо зафиксировать все сведения, которые требует закон 44-ФЗ.
  • В направляемом в суд документе обязательно прописывается информация о компаниях участника и заказчика, а именно фирменное наименование, место нахождения, контактные данные. Необходимо подробно, с указанием всех деталей, изложить суть действий стороны-нарушителя. Также важно зафиксировать все реквизиты закупки, во время осуществления которой возникли проблемы.
  • Жалобу передают проверяющей инстанции вместе с бумагами, способными подтвердить ее обоснованность. Все подобные документы не только прикладывают к претензии, но и перечисляют в тексте.

После того как весь необходимый пакет собран, уполномоченный представитель исполнителя ставит подпись под жалобой. Чтобы подтвердить полномочия этого лица, нужно прикрепить копию соответствующего документа.

Если при подготовке жалобы были соблюдены не все требования закона 44-ФЗ, проверяющие имеют право отказать в ее рассмотрении. Еще одна причина для отказа – наличие подписи под документом лица, не имеющего законного права на подобные действия. Жалоба не будет рассматриваться, если была подана позже отведенного на это периода времени.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Что делать заказчику, если победитель уклонился от заключения контракта

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Порядок признания победителя уклонившимся от заключения договора представляет собой следующую процедуру:

  1. Организатор проведения закупки в случае пропуска срока предоставления победителем подписанного контракта или протокола разногласий, непредставления обеспечения закупки собирает комиссию по осуществлению закупки.
  2. Комиссия принимает решение о признании или непризнании победителя закупки на электронной площадке уклонившимся от заключения договора. Решение формируется в виде протокола о признании победителя уклонившимся от заключения договора с обоснованием причин уклонения. В протоколе также указывается рекомендации по заключении контракта с лицом, занявшим второе место по результатам проведенной закупки. Протокол подписывается, публикуется в ЕИС в течение 3 дней.
  3. Комиссия также формирует протокол отказа от заключения контракта с победителем процедуры закупки. Протокол создается на основании протокола признания победителя уклонившимся, и далее прикладывается к протоколу отказа от заключения контракта. В протоколе публикуется сведения о проведенной закупке, идентификационные данные, заказчик, также указывается сведения о протоколе, дата, место составления, поставщик. Указываются причины послужившие основанием для отказа от заключения контракта. Протокол подписывается с ЭЦП и публикуется в ЕИС.
  4. В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик направляет сведения в уполномоченный орган о таком поставщике. Уполномоченный орган вносит такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Оспорить протокол признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта можно в случае нарушения организатором торгов законодательства о закупках. В случае нарушения организатором торгов процедуры проведения аукциона.

Обжаловать решение комиссии организатора аукциона можно в уполномоченный орган указав на причины нарушения организатором законодательства о закупках (например, если организатор заключил договор с лицом, который являлся единственным участником проведенного аукциона. В данном случае аукцион должен быть признан несостоявшимся).

Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.

В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.

Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.

В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.

Сургутскова Ирина Александровна, ведущий юрисконсульт Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), устанавливая лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, дает таким лицам практически ничем не ограниченные возможности по определению правил проведения закупки, в том числе правил заключения договора.

Между тем при установлении указанных правил заказчики должны учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Порядок проведения закупки, в том числе заключения договора, должен содержаться в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

При разработке/доработке положения о закупке у заказчика может возникнуть вопрос: обязательно ли проведение закупки должно завершиться заключением договора?

Существуют различные точки зрения по этому вопросу.

С одной стороны, Закон N 223-ФЗ не устанавливает обязанности заказчика заключить договор по результатам закупки. Да и в других нормативных правовых актах не содержится такой обязанности (по крайней мере по неторговым процедурам закупки) . Следовательно, можно сделать вывод, что по общему правилу заказчик не обязан заключать договор даже при наличии претендента на его заключение.

Вопрос об обязательности заключения договора по результатам торгов будет рассмотрен ниже.

В юридической литературе имеются и иные подходы к данному вопросу.

Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ (под ред. В.Ю. Панченко), «новеллой в правовом регулировании закупок является установление Законом юридической обязанности заказчика заключить договор по результатам осуществления любого способа закупки.

Технико-юридическое выражение этой обязанности в Законе вряд ли можно назвать удачным, но она следует из системного толкования ряда его положений:

  • ч. 2 ст. 3, предусматривающей обязанность определять в положении о закупке «порядок заключения и исполнения договоров»;
  • ч. 5 ст. 4, рассматривающей проект договора как неотъемлемую часть извещения и документации о закупке и предписывающей информировать об измененных условиях договора;
  • п. 3 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4, устанавливающих требования к извещению и документации о закупке в части указания на предмет и цену договора;
  • ч. 6 ст. 5, определяющей правовые последствия уклонения участника от заключения договора.

Использование такого приема толкования, как рассуждение «от противного», приводит к выводу о том, что, если допустить отсутствие обязанности заключить договор по результатам реализации способа закупки, пропадает сам предмет регулирования настоящего Закона (если заказчики будут вольны в любое время дать «обратный ход» закупке, тем самым не будут достигнуты цели и реализованы принципы правового регулирования, закрепленные в комментируемом Законе)».

С точки зрения автора настоящей статьи, рассмотренный выше подход не может быть признан обоснованным. Перечисленные выше положения Закона N 223-ФЗ всего лишь предусматривают необходимость определить правила заключения договора, но не указывают на обязательность его заключения. При этом право заказчика не заключать договор по результатам закупки ни в коем случае не нивелирует установленные в ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципы закупки.

Принцип информационной открытости закупки не будет нарушен, ведь заказчик заранее проинформирует участника закупки об условиях заключения договора и о возможных случаях отказа от его заключения.

Принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки также будет соблюден, если участникам закупки будут созданы равные условия участия в закупке.

Что касается принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, нарушение такого принципа будет довольно проблематично соотнести с незаключением договора по результатам закупки. Допустим, заказчик посчитал, что в конкретных обстоятельствах ему более выгодно не заключать договор. Навряд ли контрольный орган сможет доказать неэффективность данной закупки. Тем более в отсутствие критериев определения эффективности/неэффективности.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ

Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт.

Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Если заказчик по окончании процедуры торгов принимает решение о невозможности заключения договора с победителем конкурса, то он вправе отказаться от заключения договора при наличии обоснованных причин. Основание для отказа указывается в протоколе отказа от заключения контракта.

Победитель вправе подать жалобу в ФАС, если считает, что приведенные основания недостаточны и не соответствуют требованиям закона.

Оценка действий заказчика и анализ причины отказа производится на основании протокола. Если причины будут признаны вескими, указывающими на несоответствие участника требованиям 44-ФЗ, например предоставление недостоверной информации, то возможно признание сделки несостоявшейся. В таком случае возможен отказ от сделки в одностороннем порядке.

Если победитель тендера в процессе анализа проекта договора выявляет невыполнимые условия или возникает ситуация, когда участник решает отказаться от заключения договора, то у него есть несколько возможных вариантов не подписывать договор:

1. Не подписывать контракт в установленные сроки. При этом исполнитель попадает в реестр недобросовестных поставщиков, теряет сумму обеспечения заявки и право участвовать в торгах на 2 года.

2. Подписать договор и впоследствии расторгнуть его по соглашению сторон. В данном случае необходимо предварительно согласовать с заказчиком и заручиться его поддержкой. Заказчик может пойти на такой вариант решения проблемы, если он понимает, что контракт не будет выполнен по независящим от исполнителя причинам. В этом случае заказчик берет на себя все риски.

3. Направить исполнителю жалобу в ФАС самостоятельно с обоснованием невозможности выполнения условий договора. При этом исполнитель должен предоставить доказательства, что он не соответствует требованиям заказчика, и его заявка была допущена с нарушением законодательства. Такой вариант допустим, если срок подписания договора еще не истек.

Заказчик в этом случае подвергается внеплановой проверке и рискует получить штраф. Если ФАС признает жалобу необоснованной, исполнитель обязан подписать контракт и исполнить его в полном объеме, причем на лояльность заказчика рассчитывать не следует.

В основном отказы от заключения контракта происходят по причине недостаточной оценки участником требований заказчика или возникновения ситуаций, не зависящих от сторон договора, когда выполнение условий договора становится невозможным. Причины могут быть следующими:

  • При получении проекта договора участник выявляет требования, которые он не в состоянии выполнить. Что свидетельствует о невнимательном изучении тендерной документации на этапе принятия решения об участии в торгах.

  • Наличие ошибок при расчете НМЦК и рентабельности проекта. Что дает недостоверную картину при финансовой оценке контракта, по факту являющуюся убыточной.

  • Технические ошибки в процессе проведения процедуры торгов.

  • При непрогнозируемом росте цен в результате изменения рыночной ситуации.

  • В случае включения дополнительных важных требований в приложения к проекту контракта или указывает дополнительные требования, не присутствовавшие в тендерной документации.

  • При возникновении форс-мажорных ситуаций (банкротство, пожар и т.п.) у исполнителя.

    Отказ поставщика от заключения контракта по 44 ФЗ 2022 г.

    Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

    Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

    Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС. В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

    Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю.

    Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней.

    Для законного отказа от контракта заказчику требуется следовать правильному алгоритму действий, этапы и сроки которого указаны далее:

    1. После принятия решения об отказе в течение одного рабочего дня составить протокол отказа и внести в него информацию о победителе, время и дату, а также одну или несколько причин, указанных в перечне законных оснований со ссылками на подтверждающие документы. Данный протокол затем размещается в ЕИС, и это является обязательным требованием.
    2. В течение 2 рабочих дней с момента публикации в ЕИС копия протокола с подтверждающими документами должна быть направлена победителю процедуры.
    3. Сумма внесенного гарантийного обеспечения должна быть возвращена победителю не ранее чем через 5 рабочих дней с момента направления протокола в ЕИС.

    Далее заказчик может законно заключить контракт со следующим в списке участником торговой процедуры.

    В случае признания поставщика уклонистом с него может быть истребована сумма компенсации убытков в судебном порядке, если таковые превышают сумму вносимого обеспечения.

    Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

    Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

    • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
    • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

    Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

    Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

    • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
    • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
    • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.

    При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

    1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
    2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
    3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

    В этих случаях организатором торгов составляется протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, заключаемого по 44-ФЗ. Сам поставщик при этом может понести определенные последствия.

    В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

    • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
    • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
    • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

    В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

    Когда участник вправе отказаться от подписания контракта?

    Суть и принципы отказа от заключения контракта

    Закон о контрактной системе дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

    Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.

    Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.

    Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

    Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

    Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

    Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС. В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

    Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю.

    Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней.

    Поиск подходящих тендеров для участия – ежедневная рутина для компаний, участвующих в госзакупках. Однако и государственные заказчики тратят немало времени на поиск новых поставщиков, которых они приглашают принять участие в организованных ими конкурсах и аукционах.

    Такое приглашение может получить даже компания, которая вообще не участвует в госзакупках и не планирует начинать. Или обычно участвует, но сейчас есть причины пропустить торги: слишком много конкурентов уже подали заявки, приглашение пришло слишком поздно, производственные мощности загружены. Тогда возникает потребность составить корректный отказ.

    Наиболее вежливой и ни к чему не обязывающей формулировкой отказа от участия в тендере считается временная загруженность компании: очень много текущих заказов, не можем взять на себя дополнительные обязательства. Но это сейчас, а в следующий раз обязательно поучаствуем.

    Если же и в следующий раз не планируете, используйте стандартный довод “дело не в тебе”: объясните отказ невозможностью выполнить сложные условия контракта из-за несоответствия уровня компании, нехватки ресурсов, мощностей, опыта. Конкретные примеры формулировок смотрите в образцах.

    Как выявляют победителя на торгах при банкротстве?

    Вы выиграли тендер. Отлично, но в процессе согласования контракта с заказчиком выявились некоторые детали, изначально не отраженные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка оборудования, но и его сборка в полном объеме. В итоге затраты на исполнение договора увеличились, и вам это стало невыгодно. Что делать?

    Строго говоря, победитель тендера не имеет права отказаться от подписания контракта с заказчиком. Даже описанное увеличение расходов не является для этого основанием. Считается, что все уточняющие вопросы участник должен направить заказчику на этапе подачи предложений. А если заявка подана, это значит, участник оценил все риски и согласен с условиями контракта.

    Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о юридическом лице и учредителях попадут в РНП. Это лишит компанию возможности участвовать в госзакупках на 2 года, и в принципе нанесет серьезный ущерб бизнес-репутации. Как не попасть в “черный список” – читайте в нашей статье.

    Существует 3 неофициальных способа все-таки отказаться от подписания контракта. Тем не менее каждый из них связан с риском попадания в список недобросовестных поставщиков.

    1. Оптимальный вариант – договориться с заказчиком о расторжении договора по взаимному согласию сразу же после его подписания. В этом случае есть вероятность, что заказчик откажется сотрудничать. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
    2. Найдите несоответствие документации в собственной заявке, поданной на выигранный тендер. Вы можете подать жалобу в ФАС на действия заказчика, обвинив его в том, что он вообще не должен был рассматривать вашу заявку. Срок подачи жалобы – 10 дней с момента публикации протокола рассмотрения заявок.
    3. Пропустите срок подписания договора, предварительно собрав доказательства своей невиновности в этом. Например, документы, подтверждающие, что контракт не подписан по причине болезни директора, DDoS атаки на корпоративную сеть. В этом случае у вас будет шанс доказать комиссии ФАС непреднамеренность уклонения, и в РНП вас не внесут. Однако следует помнить, что это фальсификация, а мнение комиссии чаще бывает на стороне заказчика.

    Желаем вам не попадать в рассмотренные ситуации, и не подвергать риску свою репутацию. А если вам требуется набор инструментов тендерного профессионала или консультация специалиста, добро пожаловать в Синапс.

    Вы выиграли тендер, отпраздновали победу. а дальше головная боль наутро, детальное изучение документов и четкое понимание: на такой контракт не нужен.

    Можно ли отозвать заявку?

    Если коротко: отозвать заявку можно только до момента окончания подачи заявки . После этого она становится обязательной для поставщика.

    По правилам закона № 44-ФЗ отозвать заявку можно в любой момент до истечения срока подачи заявок, установленного в извещении о закупке. Он совпадает с моментом «вскрытия конвертов» (открытия заказчику доступа к текстам заявок).

    Если заказчик не получил ваш отзыв до истечения срока подачи заявок, то такой отзыв не действителен. Будьте внимательны и направляйте документы заблаговременно, не в последние секунды.

    После этого отказаться от поданной заявки нельзя. Комиссия заказчика начинает свою работу и если ваша заявка будет признана лучшей, то у обеих сторон возникает обязанность по заключению контракта .

    Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

    • Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

      На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

      Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением ФЗ-44, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.

      С целью предотвратить возможность отказа заказчика от подписания договора после объявления результатов торгов стоит внимательно изучить условия, при которых данный отказ является законным и обоснованным и постараться избежать их возникновения.

      Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

    Кроме того, если участник считает, что такая задолженность предъявлена участнику налоговыми органами необоснованно, то до предоставления заявки на участие в конкурсе компания должна в обязательном порядке подать заявление об обжаловании такой задолженности или недоимки.

    Если такое заявление подано, но на момент начала конкурса не рассмотрено, участник все равно считается выполнившим требование и заказчик не вправе уклониться от заключения контракта с таким победителем;

  • Выявление конфликта интересов возможно в случаях, если представитель заказчика (исполнительный орган, руководитель, иное уполномоченное лицо) является супругом\супругой или близкими родственниками представителя (выгодоприобретателя) компании – победителя конкурса.

Нормативными актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к поставщикам, при выявлении несоблюдения которых победителем конкурса заказчик вправе отказаться от заключения контракта с ним.

  • Наличие у поставщика достаточного объема финансовых ресурсов, которые могут быть необходимы для своевременного и полного исполнения обязательств исполнителя по государственному контракту;
  • Наличие основных средств, оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых невозможно качественное выполнение работ или оказание услуг, предусмотренных госконтрактом;
  • Наличие в штате квалифицированного и профессионального персонала, который будет задействован при выполнении работ;
  • Наличие положительной деловой репутации и достаточного опыта работы в сфере работ и услуг, в которой планируется заключить договор на государственную закупку.

Если исполнитель для участия в конкурсе предоставил недостоверные сведения, касающиеся наличия у него всех необходимых ресурсов, гарантирующих выполнение обязательств по контракту, и победил в конкурсе, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с таким победителем.

Существуют некоторые особенности и при заключении договоров на выполнение отдельных работ и услуг.

Так, при заключении контракта на предоставление аудиторских услуг, либо прочих услуг, связанных с консультированием, заказчиком могут быть установлены и дополнительные требования, прямо не перечисленные в ФЗ-44.

Их нарушение также может стать причиной отказа от заключения контракта с победителем.

Стоит внимательно ознакомиться с контрактной документацией, которая должна содержать исчерпывающий перечень требований к участнику конкурса на предоставление таких услуг.

  • не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарственного препарата, реализуемого по планируемому к заключению госконтракту;
  • цена закупки такого препарата превышает предельную отпускную, с поставщиком проведены переговоры, но он отказывается от ее снижения.

Все дополнительные требования, которые предъявляет госзаказчик к потенциальному исполнителю госконтракта, должны в обязательном порядке содержаться как в извещении об осуществлении закупки, так и в конкурсной документации.

Отсутствие полного перечня требований, несоблюдение которых является основанием для отказа в заключении договора с победителем, является нарушением Закона о контрактной системе.

Победитель электронной закупки уклоняется от заключения контракта, что делать?

Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

  • Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты. На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).
  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

Если участник аукциона, предложивший вторую по выгодности цену контракта после победителя согласен заключить контракт, то алгоритм действий заказчика будет выглядеть следующим образом:

  • Надо скорректировать контракт под условия, предложенные вторым участником;
  • Разместить контракт в ЕИС;
  • Проверить обеспечение исполнения контракта;
  • Если обеспечение соответствует установленным требованиям – заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС.

Не позднее трех дней с даты уклонения от заключения контракта победителем, заказчик должен предоставить сведения в ФАС об уклонившемся участнике. Если он этого не сделает, то может понести ответственность по ст. 19.7.2 КоАП в виде штрафа:

  • Для должностных лиц – 15 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц – 100 тысяч рублей.

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам.

Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить.

Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

НАПРАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В УФАС ОБ ВАШЕЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ, ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА, А НЕ ЕГО ПРАВО. НЕ ИСПОЛНИВ ЭТУ ОБЯЗАННОСТЬ ОН БУДЕТ НАКАЗАН, ОШТРАФОВАН ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ КОДЕКСУ РФ.

Бывают в жизни участников закупки ситуации, когда возникает желание отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ.

В основном такое желание возникает в следующих случаях.

  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения. Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе. Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.
  2. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.
  3. Азарт участника закупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке.
  4. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет.
  5. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В таких ситуациях у участника закупки возникает естественное желание избежать подписания контракта.

  1. Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
  2. Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта.

    Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам.

В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился. В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в УФАС, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона. Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы. Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать.

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите. Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика. В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки.

В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж.

Торг без права передумать

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

Часть условий контракта вносятся в него ещё на этапе формирования проекта. Поэтому в документации закупки можно найти следующие условия:

  • о неизменности цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула её расчёта — например, для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию;
  • об ответственности сторон за невыполнение своих обязанностей по контракту;
  • касающиеся оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе;
  • о приёмке результатов исполнения контракта — порядок и срок её проведения.
  • об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Иногда заказчик предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. Этот пункт также содержится в условиях.

Условия и порядок оплаты обязательно должны быть включены в контракт. В документе должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчётов.

Согласно ГК РФ, существуют четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Также должен быть закреплён срок оплаты. Он не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Условия приёмки результатов контракта

В контракте прописываются условия приёмки результатов исполнения контракта. Необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приёмке, сроки их формирования и подписания. Также должны быть закреплены критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

При составлении условий о приёмке результатов контракта рекомендуется учитывать нормы 184-ФЗ, ГОСТы, СНиПы и другие документы, по которым можно определить качество объекта закупки.

Помимо прочего, в контракт обычно включают условия о сроках выполнения и о предоставлении обеспечения и его возврате. Требования к обеспечению содержатся в статье 96 44-ФЗ. Сроки исполнения могут быть закреплены в виде фиксированной даты, периода (1 год), интервала (1–15 число каждого месяца) либо срока действия (в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Что такое условие на усмотрение

Заказчик может включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта. Она должна быть закреплена в проекте и документации контракта. Для расторжения контракта в одностороннем порядке нужны существенные причины, то есть, одна из сторон контракта не может получить то, на что рассчитывала при его подписании. Например, если подрядчик обязуется выполнить работу в установленный срок, то превышение срока является существенным нарушением условий контракта. Если условия нарушены по вине поставщика, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.