Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Бухчет и налогообложение средств целевого финансирования

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».

При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).

Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Целевое финансирование в бухгалтерском учете

АО “Министр” ведет свою деятельность в сфере строительства объектов недвижимости. В марте 2016 “Министра” принял участие в тендере на получение государственных субвенций для их последующего использования для строительства жилья социального назначения. Сумма государственной помощи – 3.478.000 руб.

В апреле 2016 по факту окончания тендера АО “Министр” признан победителем, в связи с чем на расчетный счет организации зачислены средства в сумме 3.478.000 руб. Кроме того, в виде государственной помощи “Министром” были получены строительные материалы, стоимость которых составила 1.714.200 руб.

Для отражения движений средств целевого финансирования в 1С чаще всего используются четыре типа документов: кассовые ордера, платежки, накладные и бухгалтерские операции, введенные вручную. Рассмотрим каждый из них на примере программного продукта 1С: Бухгалтерия предприятия редакции 3.0.

Например, нужно оформить поступление прочих средств с целью строительства в размере 100 тыс. рублей в кассу организации Абрамов Г. С. ИП. Для этого в меню «Банк и касса» откроем «Кассовые документы».

Далее рассмотрим поступление оборудования «Станок», которое необходимо для проведения строительства — мероприятия в соответствии с целевым назначением. Для отражения этой хозяйственной операции необходимо создать документ «Поступление товаров: Накладная». Его можно найти в меню «Покупки – Поступление (акты, накладные)».

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».

При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).

Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).

Поступающие бюджетные средства можно разделить на:

  • направленные на финансирование капитальных вложений, которые связаны со строительством (новым), восстановлением, модернизацией и техническим переоборудованием основных фондов, а также закупок основных средств и других типов имущества;
  • направленные на финансирование текущих расходов без привязки к капитальным вложениям.

Согласно Положению бухучета 13/2000, существуют следующие способы принятия бюджетных средств на учет — по мере:

  • фактического получения;
  • принятия решения о их предоставлении.

При фактическом получении целевого финансирования происходит увеличение счетов учета денежных средств, вложений, материальных запасов и тому подобного в корреспонденции кредита счета №86.

При учете согласно принятому решению о предоставлении финансирования средства принимаются к учету, если соблюдаются все указанные условия:

  • есть уверенность в выполнении предприятием условий, сопутствующих предоставлению средств;
  • есть уверенность в получении этих средств.

Обязательно должно быть в наличии документарное подтверждение обоих пунктов.

В качестве подтверждения первого пункта можно использовать договоры, заключенные предприятием, а также технико-экономические обоснования, проектно-сметную документацию, утвержденную в установленном порядке и прочее.

Второй пункт может подтверждаться утвержденной бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и прочими документами.

При этом методе учета предоставленные целевые средства отражаются на дебете счета №76 «Расчеты с дебиторами/кредиторами» и кредиту счета №86 «Целевое финансирование».

Если бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования, то это отражается как увеличение финансовых результатов предприятия. Сумма средств, признанная в бухучете за доход, отражается в составе прочих доходов предприятия в качестве активов, предоставленных безвозмездно.

Сумма бюджетных средств, которая была получена коммерческим предприятием на финансирование будущих целевых расходов, помещается для учета на субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления». Он будет находиться в корреспонденции со счетом №86.

Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.

Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.

А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.

Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.

Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.

Вторым после учетной политики документом в НКО является смета. Сметы могут составляться в целом по организации на определенный период (обычно на год), а могут и на отдельную программу, проект или мероприятие.

Кроме того, сметы могут быть плановыми и исполнительными.

Порядок утверждения смет может быть прописан в уставе организации. Если этого нет, то высший орган управления организации должен его определить. Например, на общем собрании членов организации.

Как составить смету? Унифицированной формы этого документа нет, поэтому она может быть в любом виде.

По сути своей, это отчет о целевом использовании средств, который сдают в составе бухотчетности. Только он построен на предполагаемых доходах и расходах.

Примерную смету НКО типа фонда или общественной организации вы видите ниже:

Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:

  • с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
  • необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
  • выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.

НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.

Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.

Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:

  • субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
  • субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.

Если ваша НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, то можете использовать сокращенный рабочий план счетов.

Для ведения учета в некоммерческих организациях у 1С: Предприятие есть специальная конфигурация 1С: Бухгалтерия НКО.

Программа позволяет начислять разного рода взносы, предусмотренные Вашим уставом (вступительные, членские, целевые), а при проведении входящих документов выбирать, к какому направлению деятельности относится та или иная услуга/расход материалов.

Из минусов:

  • все начисления производятся каждый раз вручную, что, на наш взгляд, не очень удобно при большом количестве членов или ежемесячных взносах;
  • при получении оплаты по разным основаниям финансирования (например, одновременно членские и вступительные взносы) невозможно разбить платеж средствами 1С, приходится делать это руками;
  • отсутствует автоматический расчет пени, т.е., если у Вас в уставе предусмотрены санкции за просрочку оплаты, Вам придется рассчитывать их самостоятельно и операцией отражать это в 1С;
  • нет возможности сформировать квитанции на оплату взносов для членов НКО.

В остальном программа представляет собой обычную 1С Бухгалтерию.

Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

Коллеги, у которых нет опыта работы с некоммерческими организациями, часто спрашивают нас, стоит ли брать на ведение НКО “чайнику”?

Некоммерческие организации широко распространены, но большинство бухгалтеров почти ничего не знают об особенностях законодательства в этой области и не хотят тратить время на их изучение. Это приводит к тому, что в 80% некоммерческих организаций нельзя просто зайти в базу и продолжить ведение учета.

Необходимо осуществить переход в специализированную программу для ведения учета в НКО, перенести остатки, осуществить постановку и/или восстановление учета, вручную собрать первую годовую отчетность. Сделать все это без имеющейся базы знаний и опыта в работе с НКО очень сложно.

Мы прекрасно помним, как вводили в работу нашу первую НКО. Затраты времени были колоссальными и совершенно не соответствовали оплате. При этом переносить эти расходы на первого клиента было бы неправильно — он же не виноват, что у нас все в первый раз. Тот вопрос, который опытный бухгалтер НКО мог решить за час, у нас занимал полдня.

Таким образом, если Вы хотите взять на бухгалтерское обслуживание НКО, чтобы увеличить свой доход, но с НКО никогда не работали, мы не рекомендуем этого делать. Лучше поискать нового клиента, на виде деятельности которого Вы специализируетесь. А еще лучше пересмотреть стоимость бухгалтерского сопровождения действующим клиентам. Вы сможете увеличить свой доход, а объем работы при этом не изменится. Это самый выгодный для бухгалтера вариант.

Если же Вы хотите изучить новую сферу деятельности, готовы тратить на нетипового для себя клиента много времени, то это хорошая идея. Но обращаем Ваше внимание на то, что расходы на изучение специфики НКО окупятся в полном объеме только в том случае, если удастся привлечь на обслуживание другие некоммерческие организации. Например, у нас они окупились, когда на обслуживании стало больше 3 НКО.

Конечно, НКО бывают разные. ТСЖ на 680 квартир или ассоциация с 6 членами — большая разница в сложности и трудоемкости учета. Тем не менее, мы считаем, что каждый должен заниматься своим делом, в котором он хорошо разбирается. Невозможно специализироваться на ведении учета всех форм собственности и видов деятельности. Лучше выбрать для себя несколько направлений и быть в них настоящим профи.

Что же делать с нецелевыми клиентами? Передавать их по партнерской программе. Мы ежемесячно выплачиваем 10% от доходов по клиенту. Например, если к Вам обратилось НКО, а Вы в учете НКО “чайник”, передайте этого клиента нам. Если мы заключим договор на бухгалтерское сопровождение стоимостью 30 тысяч рублей, Вы ежемесячно будете получать 3 тысячи рублей. А за год это 36 тысяч рублей без каких бы то ни было затрат времени.

Не все клиенты для нас и мы не для всех клиентов. Поэтому нам очень нравится партнериться с другими бухгалтерами и аутсорсинговыми компаниями. Мы охотно передаем им клиентов, в специфике учета которых не разбираемся. Например, мы не работаем с общепитом, лес ЕГАИС, алкоголем, металлоломом, ломбардами, микрофинансовыми организациями и т.п. В итоге все бухгалтера в плюсе.

Партнерство бухгалтеров выгодно и для клиентов, ведь они могут получать услуги самого высокого качества по оптимальной цене (специализация позволяет снижать трудоемкость типовых операций).

Снова сделать профессию бухгалтера уважаемой и высокооплачиваемой — наша общая задача. Пишите и звоните, подключим Вас к партнерской программе.

По Соглашению с учредителем бюджетное (автономное) учреждение может получать следующие виды субсидий:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений);
  • субсидии на иные цели, в том числе гранты в виде субсидий (далее — субсидии на иную цель).

В соответствии с п. 54 Стандарта «Доходы» субсидии на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, т. е. на дату заключения Соглашения. Аналогичное правило распространяется и на иные виды субсидий из представленных выше, если они предоставлены на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий Соглашений (неиспользованием средств субсидий) (п. 40 Стандарта «Доходы»).

Вариант, когда субсидия предоставляется без такого условия, — это предоставление субсидии на иную цель автономному учреждению, которому счета открыты в коммерческом банке. По условиям изначально в такой ситуации автономное учреждение должно потратить собственные средства на расходы, которые будет предусмотрены Соглашением, предоставить отчет учредителю. Потом учредитель выделяет субсидию на иную цель на возмещение произведенных автономным учреждением расходов.

Иных ситуаций, когда на основании Соглашения можно признавать доходы в виде субсидии доходами текущего года сразу, пока не установлено. Поэтому по общему правилу, установленному Стандартом «Доходы», на основании заключенного с учредителем Соглашения учреждению следует отразить в учете доходы будущих периодов.

Доходы будущих периодов могут быть признаны доходами текущего года на основании следующих документов:

  1. по субсидии на выполнение госзадания — на основании Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
  2. по иным видам субсидий — на основании Отчета о выполнении условий предоставления субсидии;
  3. и (или) информации о результатах использования субсидий — Извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения в учете финрезультата по методу начисления в случае отсутствия на дату формирования отчетности Отчетов, указанных в пункте «1»;
  4. и (или) иного документа, предусмотренного Соглашением.

Формирование Извещения (ф. 0504805) производится бюджетным (автономным) учреждением, два экземпляра направляются учредителю. Если учредитель согласен с суммой, указанной в Извещении (ф. 0504805), то он подтверждает это направлением второго экземпляра заполненного Извещения (ф. 0504805) учреждению. Для оперативности отражения информации допустим обмен скан-копиями документов.

Обмен Извещениями (ф. 0504805) не освобождает учреждение от представления отчетов, указанных выше в пункте «1». По итогам составления таких отчетов суммы, указанные ранее в Извещении (ф. 0504805), могут уточняться. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению — получателю субсидии Извещения (ф. 0504805) с указанием корректирующих записей. Соответствующие бухгалтерские записи не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов.

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями следующим образом*(2):

1. Дебет КДБ1 5 205 52 561 Кредит КДБ1 5 401 40 152 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 152) Кредит КДБ1 5 205 52 661 — отражено получение субсидии текущего характера.
3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 401 10 152 — признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий текущего характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 152.
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет целевой субсидии был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 52 000 и Кт 5 401 40 152 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии текущего характера прошлых лет.

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):

1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера.
3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.

Ответ на вопрос, счет 86 активный или пассивный, зависит от заранее оговоренных условий предмета финансирования. План счетов 86 счет рассматривает как активно-пассивный. Хотя чаще всего сальдо записи носит кредитовый характер. В случае же перерасхода выделенных средств счет может иметь и дебетовое сальдо.

Неизрасходованные средства 86 счет в бухгалтерском балансе отразит в пассивной части по строкам 1450 и 1550. При перерасходе выделенных средств целевой направленности используется строка актива 1190, куда относят прочие внеоборотные активы.

Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта.

Хозяйственные операции Дебет Кредит
Средства целевого финансирования использованы на осуществление мероприятий целевого назначения (некоммерческие организации) 86 20
Средства целевого финансирования использованы на осуществление мероприятий целевого назначения 86 26
Включены в состав добавочного капитала использованные инвестиции (некоммерческая организация) 86 83
Включены в состав доходов будущих периодов средства целевого финансирования 86 98

По счету 86 отражают поступление и использование целевого финансирования. Наиболее распространенными видами целевого финансирования для коммерческих организаций являются:

  • субсидии из бюджетов (в том числе бюджетов внебюджетных фондов) на финансирование текущих и капитальных расходов;
  • средства инвесторов на строительство объектов (у организаций-застройщиков).

Обратите внимание, что не относятся к средствам целевого финансирования:

На счете 86 учитываются суммы средств, получаемые организацией для финансирования целевых мероприятий. Источниками поступления средств могут быть как государственные компании, так и коммерческие фирмы и даже частные лица.

Главный критерий учета средств на счете 86 — четкое определение цели и назначения их использования согласно заключенному договору.

На счете 86, как правило, учитываются средств, поступающие в пользу организации в целях финансирования социальных программ и общественно полезных мероприятий (субсидии на оплату коммунальных услуг, субвенции на строительство социального жилья, поддержка льготных и малоимущих категорий населения и прочее).

Начисления целевых средств отражаются по Кт 86. Дт 86 используется для учета использования полученных средств в рамках договорных условий.

Целевое финансирование организации в 1С Бухгалтерия предприятия

Нормативные документы:

1. Инструкция к Плану счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н);

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н);

3. Статья 251 НК РФ.

Бухгалтерский учет

Целевое финансирование – это выделение (юридическими, физическими лицами, бюджетом и т.п.) финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. Движение средств, полученных организацией в качестве целевого финансирования, отражается на балансовом счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет на этом счете ведется по назначению целевых средств в разрезе источников финансирования.

Порядок бухгалтерского учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования, а также целевого назначения расходования полученных средств;

1) средства целевого финансирования, причитающиеся к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п. отражаются проводкой: Дебет 76 Кредит 86;

2) поступление денежных средств в счет целевого финансирования: Дебет 50, 51, 52 Кредит 76;

3) поступление имущества в счет целевого финансирования: Дебет 08, 10, 41, 58 … Кредит 76;

4) использование средств целевого финансирования: застройщиком по договорам инвестирования или участия в долевом строительстве:

Дебет 86 Кредит 08, 19 — передача построенного объекта и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после ввода объекта в эксплуатацию;

5) использование безвозмездного финансирования текущих расходов коммерческой организации: Дебет 60, 76 Кредит 51 и одновременно на использованную сумму —

Дебет 86 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления».

По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60. На эту же сумму отражаются прочие доходы: Дебет 98-2 Кредит 91-1;

6) использование безвозмездного финансирования расходов коммерческой организации на приобретение основного средства:

Дебет 60 Кредит 51 – произведена оплата поставщику основного средства;

Дебет 08-4 Кредит 60 – поступило основное средство в организацию;

Дебет 01 Кредит 08-4 – основное средство введено в эксплуатацию;

Дебет 86 Кредит 98-2 – в составе доходов будущих периодов отражено целевое использование средств;

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02 – начислена амортизация и одновременно:

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – часть доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации включена в состав прочих доходов;

7) использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:

Дебет 20, 26 Кредит 60, 76 – оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования;

Дебет 20,26 Кредит 10 – израсходованы материалы;

Дебет 20,26 Кредит 70, 69 – начислена заработная плата и страховые взносы;

Дебет 60, 76 Кредит 51 – произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам;

Дебет 69 Кредит 51 – перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды;

Дебет 70 Кредит 50 – выдана заработная плата.

После оплаты текущих расходов:

Дебет 86 Кредит 20, 26 – оплаченные расходы списаны з�� счет средств целевого финансирования;

8) использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов: Дебет 08 Кредит 76 и одновременно на ту же сумму делают проводку — Дебет 86 Кредит 83.

В Бухгалтерском балансе остаток средств целевого финансирования отражается в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств в зависимости от срока, в течение которого должны быть использованы полученные средства целевого финансирования: «более 12 месяцев», либо «не более 12 месяцев».

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

К целевому финансированию относятся средства, полученные организацией на строго определенные цели: исследовательские работы, на оплату текущих расходов и др. Основную часть целевого финансирования составляет государственная помощь. Она представляет увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Для учета средств целевого финансирования используется пассивный счет 86 «Целевое финансирование», по кредиту которого в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражается принятие к учету средств целевого назначения. Фактическое поступление целевых средств учитывается по дебету счетов учета денежных средств 50″Касса» , 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», счетов учета имущества 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При использовании целевых средств на финансирование инвестиционных проектов (строительство, реконструкция, приобретение основных средств и нематериальных активов) производится учетная запись по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 83 «Добавочный фонд».

Направление средств целевого финансирования на текущие расходы отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчету «Безвозмездные поступление». Суммы, учтенные на данном субсчете, в периоды признания расходов, на которые они были предоставлены, списываются в кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Средства целевого финансирования, направленные на покрытие затрат организации, списываются с кредита счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 86 «Целевое финансирование».

Списание стоимости полученных безвозмездно в порядке целевого финансирования основных средств отражается вначале по дебету счета 86 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Затем по мере начисления по таким объектам основных средств амортизации их стоимость признается доходом организации, что отражается по дебету счета 98 «Доходы» будущих периодов» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

В дебет счета 86 «Целевое финансирование» списываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным товарам, работам и услугам за счет средств целевого финансирования.

Аналитический учет средств целевого финансирования организуется по их назначению и каналам получения.

Контрольные вопросы

1. Что такое устав организации и ее чистые активы?

2. Как отражается задолженность учредителей по формированию уставного фонда?

3. Какие источники увеличения уставного фонда?

4. Для каких целей формируется резервный фонд?

5. Какой порядок формирования добавочного фонда?

6. Как характеризуется счет 83 «Добавочный фонд»?

7. Какой порядок формирования резервов предстоящих расходов?

8. Для каких целей создаются оценочные резервы?

9. Какова сущность целевого финансирования?

10. Как отражается использование целевого финансирования?

Одним из источников формирования хозяйственных средств предприятия могут быть средства целевого финансирования, поступающие в организацию от других предприятий, физических лиц, а также в виде государственной помощи.

Целевое финансирование, предоставляемое коммерческой организации, признается как увеличение экономических выгод организации в результате поступления денежных средств, а также иных активов.

Средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению. Использование не по назначению влечет за собой возврат средств целевого финансирования, а также мер ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.

Для учета средств целевого финансирования предусмотрен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

Сальдо по счету показывает сумму выделенного для коммерческой организации целевого финансирования на отчетную дату.

Оборот по кредиту показывает сумму полученного в отчетном периоде целевого финансирования.

Оборот по дебету показывает сумму использованного целевого финансирования на соответствующие цели.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.

Основную часть средств целевого финансирования, как правило, составляют средства, выделенные государством из бюджетов соответствующих уровней в виде государственной помощи.

В соответствии с ПБУ 13/2000 установлены следующие формы государственной помощи:

  • – субвенции и субсидии, выделяемые органами исполнительной власти из бюджетов соответствующих уровней;
  • – бюджетные кредиты, предоставляемые уполномоченными органами государственной власти на возмездной и возвратной основе (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей);
  • – прочие формы государственной помощи.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые

коммерческой организации на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации на возвратной и возмездной основе.

К прочим формам государственной помощи можно отнести такие услуги, оказываемые государственными органами, как оказание консультационных услуг на безвозмездной основе; предоставление гарантий; предоставление беспроцентных займов или займов с пониженной процентной ставкой и др.

Бюджетные средства, поступающие в организацию, подразделяются:

  • – на средства, предназначенные для финансирования капитальных вложений, связанных с новым строительством, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением основных фондов, а также закупкой основных средств и иного имущества.
  • – средства, предназначенные для финансирования текущих расходов организации и не связанные с капитальными вложениями.

ПБУ 13/2000 предусмотрены следующие способы принятия к бухгалтерскому учету бюджетных средств:

  • – по мере фактического получения средств;
  • – мере принятия решения о предоставлении средств.

При первом способе с получением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений, материальных запасов и др. в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».

При втором способе организация принимает к бухгалтерскому учету бюджетные средства при одновременном соблюдении следующих условий:

  • – имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • – имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Оба этих условия должны быть подтверждены документально.

Подтверждением первого условия могут служить заключенные организацией договоры, технико-экономические обоснования, утвержденная в установленном порядке проектно-сметная документация и др.

Подтверждением второго условия могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и иные документы.

При втором способе предоставляемые бюджетные средства отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».

Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования отражается как увеличение финансовых результатов организации. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов, отражаются в составе прочих доходов организации как активы, полученные безвозмездно.

Суммы бюджетных средств, полученные коммерческой организацией на финансирование предстоящих целевых расходов, учитываются на субсчете 98/2 «Безвозмездные поступления» в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».

Суммы, отраженные на субсчете 98/2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

  • – по основным средствам – по мере начисления амортизации;
  • – по материально-производственным запасам – по мере списания на счета учета затрат на производство и издержек обращения.

Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования, предназначенного для финансирования капитальных расходов организации:

Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кр��диторами»;

К 86 «Целевое финансирование» – отражена задолженность по бюджетным средствам, предназначенным для финансирования капитальных расходов;

Д 51 «Расчетные счета»;

К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражено поступление бюджетных средств на расчетные счета организации;

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена покупная стоимость приобретенного основного средства, включая НДС;

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

К 51 «Расчетные счета» – произведена оплата поставщику по выставленному счету;

Д 01 «Основные средства»;

К 08 «Вложения во внеоборотные активы» – отражена первоначальная стоимость объекта основных средств, введенного в эксплуатацию;

Д 86 «Целевое финансирование»;

К 98/2 «Безвозмездные поступления» – приобретенные объекты основных средств отражены в учете как безвозмездные поступления (запись делается одновременно с принятием к учету объектов основных средств);

Д 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»;

К 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по приобретенным объектам основных средств за счет источников целевого финансирования;

Д 98/2 «Безвозмездные поступления»;

К 91/1 «Прочие доходы» – одновременно; с начислением амортизации часть средств, отнесенных ранее на увеличение доходов будущих периодов, отнесена к прочим доходам организации отчетного периода (такие записи будут проведены по учету в течение всего срока начисления амортизации).

  • организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи). О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. Как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить раздельное ведение учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
  • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК.

Как осуществляется учет целевого финансирования

  • когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.

Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 НК.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК).

Если организация получает целевое финансирование, эти суммы отразите в листе 07 годовой декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475 (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК). Декларацию сдайте до 28 марта следующего года (п. 4 ст. 289 НК).

Средства, которые не относятся к целевому финансированию в целях расчета налога на прибыль, отражать в листе 07 ​​​​​​не нужно. Суммы бюджетных кредитов при расчете налога на прибыль учитывайте в том же порядке, что и займы.

Учет государственной помощи при ЕСХН зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения или нет (абз. 5 п. 1 ст. 346.5, подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК). Целевые поступления освобождены от налогообложения. Так сказано в пункте 2 статьи 251 НК. Однако это правило действует только для некоммерческих организаций. Организации, которые выбрали ЕСХН, на практике являются только коммерческими. Поэтому эту норму они применять не могут.

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов и субсидий на возмещение расходов, поименованных в статье 270 НК, кроме расходов из пункта 5данной статьи (абз. 4, 26 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК).

Других видов бюджетных средств, которые коммерческие сельскохозяйственные организации могут получить на компенсацию своих расходов, этот пункт не содержит.

Получается, что организации на ЕСХН должны включить в доходы средства полученной государственной помощи.

  • на возмещение понесенных затрат в связи с гибелью сельскохозяйственных культур из-за засухи;
  • на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий;
  • на поддержку элитного семеноводства;
  • на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
  • на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

Об этом сказано в письмах Минфина от 24.02.2015 № 03-11-11/9002, от 27.05.2011 № 03-03-06/1/313, от 06.04.2011 № 03-03-06/1/220, от 03.02.2010 № 03-11-06/1/4.

Полученные средства госпомощи включите в состав внереализационных доходов на дату их получения (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК). Субсидии и другую помощь среднему и малому бизнесу, которые получены в соответствии с Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, учитывайте в доходах в тех же суммах, которые потратили и списали в расходы.

С 29 сентября 2019 года в статье 346.5 НК четко сказано, что правило касается двух ситуаций: первая – субсидию потратили, чтобы оплатить расходы; вторая – расходы оплатили собственными деньгами, а потом возместили за счет поступившей субсидии.

Новые правила нужно применять в отношении всех субсидий, которые получены с 1 января 2019 года. Если субсидия получена после того, как возникли расходы, ее отражают в доходах в сумме расходов, которые были оплачены в этом же году.

  • двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток. Это следует из абзацев 3–9 подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 НК и письма Минфина от 22.05.2013 № 03-11-10/18194.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК).

В общем случае получение средств государственной помощи выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества (в т. ч. денежных средств) организация должна применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложенияили упрощенки.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 18.03.2013 № 03-11-11/111, от 22.08.2011 № 03-11-11/214, от 22.04.2010 № 03-11-06/2/65, ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835.

Из этого правила есть исключение. Если организация в своей основной деятельности, переведенной на ЕНВД, реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги), стоимость которых частично компенсирует государство в виде субсидий на возмещение потерь в доходах, то такие средства признаются полученными в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. Платить с полученных сумм налог на прибыль (единый налог при упрощенке) не нужно.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 22.08.2011 № 03-11-11/214, от 27.07.2010 № 03-11-09/65, ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835.

В общем случае получение средств целевого финансирования выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому даже в случае совмещения режимов при поступлении и использовании такого имущества нужно применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложения.

Исключением из этого правила является получение субсидий на возмещение потерь в доходах. Их учитывают в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, а следовательно, платить налог на прибыль с них не нужно (п. 1 ст. 346.29 НК, письма Минфина от 22.08.2011 № 03-11-11/214, от 27.07.2010 № 03-11-09/65, ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835).

По заключению Минюста России от 20 ноября 2000 г. N 9898-ЮД Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н не нуждается в государственной регистрации

(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.

Министр финансов Российской Федерации А.КУДРИН

Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 92н

Определение 1
Целевое бюджетное финансирование – это предоставление средств из государственных бюджетов различным субъектам хозяйствования на выполнение определенных мероприятий.

Как правило, целевое бюджетное финансирование получают бюджетные организации на исполнение таких мероприятий как:

  • дополнительное профильное образование работников предприятия;
  • обеспечение работников предприятия дополнительными благами (например, строительство объектов для отдыха или лечения);
  • реализацию инновационных проектов;
  • и т.д.

Замечание 1

Важной особенностью целевого бюджетного финансирования — является расходование полученных средств из государственного бюджета исключительно по целям такого финансирования.

1. Что сложнее организовать — банковский кредит или продажу доли в уставном капитале

2. Что рискованнее-долевое или заемное финансирование

3. Что дороже — заемное или долевое финансирование

4. Видео-инструкция структура капитала компании, классификация источников финансирования

Если собственных средств на новый проект не хватает, есть два варианта привлечь деньги: банковский кредит или долевое финансирование. Как сравнить и выбирать – подробнее в этом решении.

Система критериев универсальна и может использоваться при сравнении не только кредита и долевого финансирования, но и других способов привлечения заемных средств.

Чтобы выбрать между заемным и долевым финансированием, собственник сопоставил их:

  • по скорости получения денежных средств;
  • по сопутствующим рискам;
  • по стоимости финансирования.

Схема. Выбор – заемное или долевое финансирование
Проводим ручной поиск контрактов сразу в нескольких платных программах, отбираем тендеры с авансом, с короткими сроками расчетов и без обеспечения. Более точную информацию об услуге по поиску тендеров и аукционов на всех площадках смотрите по этой ссылке.

Учет кредитов, займов и целевого финансирования

Целевое финансирование представлено в виде средств, которые предназначены для обеспечения мероприятий целевого назначения, а именно: культурно-просветительских и детских учреждений, научно-исследовательских работ, подготовки кадров, капитальные вложения в строительство жилых помещений, а также покрытие убытков.

Определение 1

Бухгалтерский учет – это система сбора, обобщения и регистрации полученной информации об имуществе, обязательствах предприятия в денежном выражении путем ведения непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет ведется главным бухгалтером, который принят в организацию по трудовому договору, генеральным директором (в случае отсутствия главного бухгалтера), либо при помощи бухгалтерского сопровождения сторонней организацией.

Определение 2

Объект бухгалтерского учета – это имущество предприятия, его хозяйственные операции и обязательства, которые осуществляются в процессе их деятельности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Основная задача бухгалтерского учета – формирование достоверной бухгалтерской отчетности о положении имущества и деятельности организации, которая необходима внутренним пользователям (участникам и собственникам имущества, учредителям, руководителям) и внешним – кредиторам, инвесторам, а также другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой осуществляются такие задачи:

  • предотвращение негативных последствий хозяйственной деятельности предприятия;
  • выявление внутренних резервов, которые обеспечивают финансовую устойчивость предприятия;
  • контроль соблюдения законодательных требований во время ведения хозяйственных операций;
  • контроль целесообразности тех или иных хозяйственных операций;
  • контролирование движения имущества и обязательств;
  • учет использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  • соответствие деятельности предприятия утвержденным сметам, нормативам и нормам.

Определение 3

Метод бухгалтерского учета – это совокупность различных способов и приемов, с помощью которых решаются задачи бухгалтерского учета.

Поступающие бюджетные средства можно разделить на:

  • направленные на финансирование капитальных вложений, которые связаны со строительством (новым), восстановлением, модернизацией и техническим переоборудованием основных фондов, а также закупок основных средств и других типов имущества;
  • направленные на финансирование текущих расходов без привязки к капитальным вложениям.

Согласно Положению бухучета 13/2000, существуют следующие способы принятия бюджетных средств на учет — по мере:

  • фактического получения;
  • принятия решения о их предоставлении.

При фактическом получении целевого финансирования происходит увеличение счетов учета денежных средств, вложений, материальных запасов и тому подобного в корреспонденции кредита счета №86.

При учете согласно принятому решению о предоставлении финансирования средства принимаются к учету, если соблюдаются все указанные условия:

  • есть уверенность в выполнении предприятием условий, сопутствующих предоставлению средств;
  • есть уверенность в получении этих средств.

Обязательно должно быть в наличии документарное подтверждение обоих пунктов.

В качестве подтверждения первого пункта можно использовать договоры, заключенные предприятием, а также технико-экономические обоснования, проектно-сметную документацию, утвержденную в установленном порядке и прочее.

Второй пункт может подтверждаться утвержденной бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и прочими документами.

При этом методе учета предоставленные целевые средства отражаются на дебете счета №76 «Расчеты с дебиторами/кредиторами» и кредиту счета №86 «Целевое финансирование».

Если бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования, то это отражается как увеличение финансовых результатов предприятия. Сумма средств, признанная в бухучете за доход, отражается в составе прочих доходов предприятия в качестве активов, предоставленных безвозмездно.

Сумма бюджетных средств, которая была получена коммерческим предприятием на финансирование будущих целевых расходов, помещается для учета на субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления». Он будет находиться в корреспонденции со счетом №86.

Мониторинг информации, отображаемой на сч.86, осуществляется по целям, на которые данное субсидирование было получено, а также по источникам поступлений.

Использование сч.86 для обобщения сведений о поступающем целевом финансировании коммерческих организаций регламентировано Планом счетов, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 №94 и другой законодательно утвержденной документацией (например, ПБУ 13/2000, ст.251 НК РФ).

Ознакомиться с действующим планом счетов можно по ссылке (источник: Консультант плюс)

Данный документ является одной составляющей бухгалтерской отчётности только в общественных организациях, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В нем необходимо отражать финансовые средства, которые были выделены из различных источников в текущем и предыдущем отчетном периоде в виде, например:

  • Вступительных взносов;
  • Членских взносов;
  • Добровольных взносов.

При формировании отчета, необходимо использовать специальные коды, которые были утверждены в Приложении N 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации №66 н:

  • Остаток средств, которые приходится на начало отчётного года – код 6100;
  • Целевые взносы – код 6220;
  • Вступительные взносы – код 6210;
  • Членские взносы – код 6215;
  • Финансовые средства, которые были использованы в проведение мероприятий – код 6310.

Также необходимо отражать общую сумму финансовых средств, использованных в текущем и предыдущем отчетном периоде деятельности организации.

Источник:

К негосударственному целевому финансированию относятся, например:

  • гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).

Основными признаками, позволяющими определить характер поступивших средств как целевое финансирование, являются:

1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.

2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).

Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на зарплату сотрудников, источником финансирования которой являются средства негосударственного целевого финансирования?

Да, нужно.

Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.

Страховые взносы начисляются на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Выплаты, которые финансируются за счет средств негосударственного целевого финансирования, не являются исключением, облагаются страховыми взносами в общем порядке (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с выплат сотрудникам по трудовым договорам (зарплаты), источником финансирования которых являются полученные организацией гранты?

Да, нужно.

Суммы, получаемые гражданами в виде грантов, исключаются из налоговой базы по НДФЛ, если они предоставлены:

  • для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России;
  • международными, иностранными и (или) российскими организациями, включенными в особые перечни, утверждаемые Правительством РФ (в частности, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Однако данная льгота распространяется только на случаи, когда получателем гранта является сам гражданин (плательщик НДФЛ) (п. 6 ст. 217, п. 1 ст. 207 НК РФ).

Поэтому, если получателем гранта является организация, то воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ, нельзя. А значит, организация должна удержать НДФЛ с выплат сотрудникам, источником финансирования которых являются полученные организацией гранты.

Аналогичной позиции придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 30 июля 2007 г. № 28-11/072801).

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте. Это правило, в частности, относится к:

  • выделенным в пользу организации грантам;
  • инвестициям, полученным при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестициям, поступившим от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средствам дольщиков и инвесторов, аккумулированным на счетах организации-застройщика.

Курсовые разницы по средствам целевого финансирования в иностранной валюте относятся к доходам (расходам) в рамках целевого финансирования и не учитываются при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-03-06/1/17924).

При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если организация использовала их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием при расчете налога на прибыль приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Для того чтобы не учитывать полученные суммы целевого финансирования при расчете налога на прибыль, необходимо выполнить два обязательных условия:

  • организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
  • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в абзаце 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования?

Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (абз. 1 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако каким образом необходимо организовать такой учет, в законодательстве не сказано. Поэтому разработать регистры для ведения раздельного учета доходов (расходов) организация вправе самостоятельно. Закрепить применение разработанных форм необходимо в учетной политике для целей налогообложения. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59. Несмотря на то что данные разъяснения обращены к организациям, применяющим упрощенку, им могут следовать и организации на общей системе налогообложения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.